Что было сделано в первую голову? Разумеется, сокращено количество учебных часов и урезан учебный план. Причем сделано это по той самой традиции. По сути, без оглядки на всякое там продолжение образования, именно бакалавров будут повсеместно выпускать вузы вот уже через четыре года. Именно они станут основной массой людей «имеющих высшее образование». Что кого и куда там будет иметь по новой системе, история все еще умалчивает, но время покажет. Пока же в теории получилась такая вот лебеда с ватрушками: за четыре года эти гаврики должны будут освоить тот же набор базовых предметов, который предполагался ранее джентльменским набором вузовского спеца. Но за меньшее количество учебных часов, ибо степень бакалавра не предусматривает просиживание штанов в альма-матер по четыре пары пять дней в неделю. Извечный вопрос о том, как впихать невпихуемое, был решен легко и просто, правда отнюдь не безболезненно, а главное, без учета возможных клинических осложнений на мозг будущих бакалавров: урезано количество часов по отдельно взятым предметам. Так, например, лекций по истории зарубежной литературе стало по одной в неделю, вместо двух (с учетом того, что при нынешнем-то раскладе часть материала нам по этому предмету вычитывать не успевают, и накануне сессии многочасовые свидания студентов-филологов с преподавателями кафедры истории литературы, зимой – в пустых аудиториях или в столовой, а летом – на полянке перед универом, зрелище более чем обыденное, могу предположить, что свидания либо станут еще более длительными и частыми, либо списки обязательной литературы урежут до формата нынешних журналистов, а то и, не приведи Лессинг такому случится, пиарщиков), практики по литературной критике канули в лету, вслед за ними отправились часы, отведенные на семинарские занятия по теории литературы, и спецкурсы по профилю кафедры (кто не в курсе, такие спецкурсы – обычно уникальные для конкретного данного вуза предметы, которые читают преподаватели-специалисты в какой-либо области по материалам своих собственных исследований, с опорой на такие же сугубо научные исследования коллег), на просторах лингвистики тоже не все спокойно, им наоборот кастрировали количество лекционных часов, стараясь не трогать число практических занятий, хотя что можно ловить на практике по морфологии, в которой традиционно плывет половина, если не больше, студентов, если теория по ней вычитана галопом по Европам, я себе представляю с трудом. На всем этом поле непаханого маразма умиляет то, что предметы вроде экономики, политологии, логики, информатики, основ высшей математики и физкультуры (с которой чахлые студенты-гуманитарии нежно любятся в хвост и в гриву с первого по третий курс по две пары в неделю) остались на своих местах и никем тронуты небыли. А как же? Это же университет! Мы же не может давать узкопрофильное образование, наши выпускники должны иметь представление о всех сторонах современной жизни! И уж тем более забить на физическое здоровье бедных детишек ни в коем разе нельзя себе позволить! От себя должен добавить, что ни на один из этих предметов лично я практически не ходил. От физры меня отмазал факт занятий айкидо, а по остальным моего школьного уровня вполне хватило на приличную сдачу экзаменов/зачетов. Примерно такая же картина была если и не у половины курса, то у тридцати процентов точно.
Впрочем, критическую отметку, после которой начинается легендарный эпик фейл наши реформаторы прошли в тот момент, когда отменили для филологов практики. Вообще все! О_о. Если кто помнит, я недавно сетовал, что педагогическим практикам и подготовке к ним у нас уделяется слишком много внимания. Нет, я не беру свои слова назад, и я даже не испытываю особого сожаления по этому поводу, хотя и отдаю себе отчет в том, что они отнюдь не такие ненужные, как мне бы того хотелось. И при всем моем ворчании я разделяю точку зрения наших преподавателей, что «гуманитарий должен уметь преподнести и донести свои знания, суметь выполнить свою просветительскую функцию, научиться заинтересовывать своим предметом, поскольку именно мы ближе всего стоим к понятиям национальной и мировой культуры, к духовным ценностям… и прочим-прочим паофсным бла-бла-бла, и если не мы, то кто?». Так что совсем упразднять всякую практическую деятельность – это все равно, что повесить на лоб выпускникам табличку с надписью «червь книжный непуганый одна штука». Я не знаю, какие бывают практики у филологов в других вузах, но у нас были фольклорная, социолингвистическая, практика по риторике художественного текста (о да, именно она когда-то привела меня на дайри, сколько тогда было словлено лулзов, сделано открытий, не всегда приятных, зато каких познавательных >_<, да и просто раскрыто для себя новых граней реальности, думаю, даже перечислять нет смысла XD!), исследовательская (ее, правда, и практикой-то назвать можно с трудом, скорее это был цикл мини-курсовых работ, которые писались сверх основного курсовика в рамках совершенно разных отраслей знаний, навык работы с разными источниками и разных системах знаний прививали, типа того, но очень полезная и интересная была работа, по крайней мере почти все мои бывшие однокурсники именно тогда определились с профилем, кафедрой и научруком). Что касается остальных практик, тот и вовсе без комментариев: фольклорная завела меня к ролевикам, а двоих моих бывших однокурсников в бардовскую тусовку, где они как начинающие авторы-исполнители и прижились плотно и надолго. Социолингвистическая почти всех научила общаться с людьми, вести диалог, добыть любыми путями интересующую информацию. Помнится, пришлось крутиться ужом у чертей на сковородке, чтобы КГБшника в отставке развести на нужные воспоминания и направить в заданное темой русло беседы Х_х. У нас она еще и была не совсем традиционная: собирали воспоминания, эдакую историю в лицах. К огромному моему сожалению все материалы с этой практики приказали у меня долго жить вместе со старым компом, а там действительно было что послушать и о чем подумать. И не мне одному, мы даже потом менялись, слушали и читали, кто что насобирал. История в лицах и от первых лиц, народная культура и субкультура непосредственно из источника. Это же банально интересно, черт подери! Для себя, для препода, они и сами всегда с нетерпением ждали, что мы принесем, потому что предугадать это было невозможно. Такой опыт никакие лекции и никакие перспективы обучения в каком-нибудь Оксфорде не заменят, на мой взгляд. После первого-второго курса только эти вот практики и удерживали многих от того, чтобы бросить «бесперспективную» и «не прикладную» профессию.
Добили нас математикой. Так уж повелось, видимо, в этом мире, что гуманитариев всегда добивают математикой и статистикой.
Так вот, чего, я собственно хотел сказать. Не буду страдать и заламывать лапки за всю систему высшего образования, хотя, думаю, покопавшись в проблеме я и там найду что сказать, скажу за себя и тех, кто будет после. В филологи идут, как правило, «за идею», преподают там, по большей части, за нее же. По статистике из 15-20 выпускников филфака только 3-4 работает по специальности. Короче говоря, если уж специальность до сих пор не упразднили, то неужели ну никак нельзя позволить хотя бы этой горстке заинтересованных получать более-менее вменяемое и полноценное образование, раз уж им так хочется войти в число реликтовых зверьков, которых по жизни еще не раз и не двадцать раз спросят «А филолог это как?»?
@музыка: Nickelback
@настроение: да я-то ничего, за Отчизну обидно =_=
@темы: размышлизмы, негатив, жизнь как она есть, fill-fuck
Филологами мы восхищаемся, но их и жаль немного, что мало кто поддерживает их идею и помогает отстаивать ее. Деградируем, братцы >_<