Сегодня на паре зацепили тему… не то, чтобы спорную, спорную скорее для меня. Для остальных, почему-то, все очевидно до оскомины. А вот меня покоробило, видимо, не дорос еще до высокоинтеллектуального искусства. Спорить я там не стал, хотя, четно сказать, очень хотелось. Удержало одно – я три пары перед этим пропустил, так что решил сегодня не высовываться с ходу, и так о себе впечатление опять подмочил изрядно. И так бесит, что на меня полкурса до сих пор смотрят как на грязь. Еще бы, прогульщик, отчисленец, про мое библиотечное прошлое тоже все как-то подозрительно быстро прознали, а подобное филологу, а тем более редкому экземпляру «филолог-парень» авторитета никак не добавляет, увы.
Впрочем, ладно, это лирика, что же касается темы…
Речь шла об иерархии в литературе, тема благодатная для холиваров в окололитературных и псевдолитературных кругах, в то время как для профессионалов все уже расписано и решено и ни у кого не вызывает вопросов или противоречий XD. У меня, собственно, на этот счет взгляд в большей степени консервативный, с некоторыми оговорками, ну да сейчас речь не обо мне, речь о ситуации, которую описал препод. Дело было в прошлом году, на ежегодной литературной премии университетской. Я тогда был в отчислении, поэтому сам не присутствовал и пишу с его слов. Так вот, в рамках этого дела пригласили к нам пару каких-то признанных современных поэтов, имена он, конечно же, назвал, а я, конечно же, не запомнил, не счел важным. Ибо, если поэты эти действительно хоть чего-нибудь стоят я так или иначе рано или поздно столкнусь с их именами и творчеством уже не в столь случайной обстановке и тогда уж не забуду. И так, идет мастер-класс, дело подходит к тому, чтобы гости зачитали что-нибудь из своего творчества, выходит один из приглашенных поэтов, ставит перед собой деревянный ящичек достает стопку картонных карточек, тасует их как колоду, вставляет в ящичек и начинает перебирать, зачитывая подряд фразы на них написанные. Получается примерно следующее:
«Это я.
А это я с удочкой.
А это тополь во дворе дома.
А это снова я.
А это я с портфелем.»
И так далее и тому подобное. Скорее, перфоманс, нежели чтение собственно стихов. После окончания выступления в аудитории встает некий парень, не с нашего факультета и вообще никому из завсегдатаев незнакомый, очевидно, чей-то приглашенный друг и в лоб спрашивает у поэта: «Вы считаете это поэзией?», на что получает длинный пафосный и по сути своей утвердительный ответ, полный явного превосходства над «человеком не нашего круга». После чего парень говорит, что раз вот такое вот теперь считается высокой поэзией и на это должны равняться начинающие литераторы – участники премии, то он не хочет ничего общего иметь с такой «литературой» и демонстративно уходит.
К чему был рассказан пример? К тому, чтобы наглядно продемонстрировать что широкие, неподготовленные массы не способны воспринимать высокую литературу и им остается только довольствоваться массовым ширпотребом, либо постигать и вникать и принимать за аксиому «высокий» статус того или иного произведения. Курс так единодушно поддержал препода, а до конца пары оставалось каких-то минут семь, что я попросту не стал затевать спор, хотя могу с вероятностью в 99% сказать, что еще затрону этот вопрос на семинаре и пусть меня хоть поставят к позорному столбу у деканата и закидают камнями. Откуда такая реакция? Да все очень просто! История мне напомнила меня самого. Пять лет назад я сам едва ли не с такими же словами удалился с литературного вечера в нашем местном Союзе писателей. Должен сказать, тогда со мной ушли две трети моего старого курса.
Что меня не устраивает, спросите вы? Каждый человек ведь имеет право на любую форму творчества и самовыражения! Да, не спорю! Более того, скажу, что как перфоманс, как игра, мне нравится, да, черт подери, нравится, эта идея с карточками! Но мне неприятно другое, то, что создание литературного произведения превращают в такой вот фарс. Я, может, воспринимаю все близко к сердцу, но мне данный акт видится громким заявлением: «Смотрите, вы чахнете над банальными ученическими сочинениями, а я могу просто нести тарабарщину перебирая карточки с подписями из семейного альбома и я буду поэтом-новатором, а вы так и останетесь никем». Скажете, идея с карточками не нова? Да, и с этим согласен, символисты, футуристы и много кто еще грешили таким вот творчеством, но, скажите, сохранила ли литература хоть одно произведение написанное таким вот образом? Я не помню.
Короче, хреновый из меня филолог, как ни крути. Не могу я нормально воспринимать все эти постмодернистские закидоны. Я люблю поэзию, я привык воспринимать ее сердцем, душой, мозгами в конце концов, привык искать смыслы и толковать образы, привык к стремлению понять и войти в состояние эмоционального консонанса с автором, писавшим те или иные строки. Поэзия может быть разной, она может развеивать грусть, быть жизнеутверждающей, радостной, светлой, а может рвать на куски падая на больные мозоли, а может резать по глазам правдой жизни. Как бы там ни было у меня поэзия должна вызывать хоть какой-то отклик. Эмоциональный, логически выстроенный, не важно, вот тогда она поэзия. И на фоне таких вот стихов, ей богу, хаемые всеми тексты Татьяны Пушкиной выглядят для меня куда привлекательнее, осмысленнее и «литературнее».
Вот так, можно кинуть в меня жвачкой за то, что не просекаю я фишку современного искусства Х_х.
@музыка:
Би2 - "Никто не придет"
@настроение:
а неплохое в общем...
@темы:
поэзия,
размышлизмы,
негатив,
за достоверность не ручаюсь,
fill-fuck
Согласен. Ситуация на премии, действительно, идиотская... Конечно, этот цирк можно выставить как какое-то новаторство, перерастающее в новое направление (что тем более глупо, раз идея с карточками стара), но мне непонятно, неужели человек сам (большую часть публики опустим, мож просто обидеть не хотятXD) не понимает, что это бред?! Вот это меня больше всего удивляет!
Да, мой взгял обывательский, но вот не могу я понять, почему геометрическое композиции Малевича считают искусством! Не только в отношении Малевича меня это удивляет, конечно, жаль, многих фамилий не запомнил... Но когда по центральному телевидению раньше сообщали о какой-нибудь выставке великого современного художника, а на экране, извините, "палка-палка-огуречик", становилось смешно... Искусство - проявление таланта, трудолюбия, тонкости ума!
А так, как сейчас некоторые выражаются, пока "пипл хавает", таких будет много) хотя, что-то мне подсказывает, что бездари, жаждущие популярности, и раньше не были редкостью)
Понимает и не отрицает. Проблема, наверное, в самой нынешней концепции искуства как игры, театра абсурда. Потому и популярны подобные товарищи. Постмодернизм, короче. Нам не понять Т_Т. Хотя, постмодернизм постмодернизму рознь, конечно, но я его прямо скажем не очень воспринимаю, не хватает той самой необходимой профессиональной остатраненности.
А так, как сейчас некоторые выражаются, пока "пипл хавает", таких будет много
Парадокс как раз в том, что "пипл" это дело не хавает. Это хавают маститые критики, члены союзов и прочая интеллектуальная эллита. С позиции этого слоя все смотрится просто: есть то, что они признают "новым искусством" и есть то, существование чего нои попросту не признают. В число последнего надо сказать с завидным постоянством попадает, например, вся фантастика и фентези (причем как классика жанров, так и современная), поэзия русского рока и бардовская лирика. В са-амом крайнем случае наиболее либерально настроенные прдеставители эллиты присваивают отдельным экземплярам статус "биллетристики", т.е. нечта выделяющегося на фоне массового чтива, но до "классики" не доросшего.
В общем, к чему это я, а к тому что начал замечать нехорошую тенденцию подмены таланта к слову, талантом очаровать тех, кто правит ныне балом в области раздачи плющек с надписями "писатель" и "поэт".
ну и ладно, пусть считают сверх великим произведением какую-нибудь голову коровы из проволоки на выставке в музее "современного искусства", а думающие люди все равно для себя определят, что стоит читать/слушать/смотреть, а что нет))